Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического
взросления ребенка. В самосознании происходят изменения: появляется ощущение
себя взрослыми.
Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни
от контроля взрослых и часто идет на конфликт с ними.
Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки:
Подростки пытаются выделиться и заслужить уважение сверстников, бравируя
недостаткам.
Задача взрослых, наша задача - помочь детям преодолеть кризисный период в
своем развитии.
Подростку необходим взрослый, чтобы научиться быть взрослым.
Именно в этот период подросток овладевает конструктивными способами
взаимодействия со взрослыми.
Если родители ребенка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то
хвалят и жалеют, то, наоборот, бранят и сурово наказывают, не обращая на него
внимания, - подросток становится тревожным, озлобленным – он не знает что
делать!
Важный момент в становлении ребенка данного возраста - развитие ответственности
за действия и поступки, эта осознанность начинается в семье.
Основой является четкое распределение обязанностей, которое решается на семейном
совете. Назначьте санкции за нарушение или невыполнение и, главное, выработайте
единое требование – единственный способ повышения ответственности, а также ухода
от манипуляций.
Нельзя воспитание данного вопроса перекладывать на плечи бабушек и других
близких родственников.
Плохое поведение – это первый признак того, что потребность в «принятии и
уважении», «самовыражении» не удовлетворяется.
Слабая успеваемость – это низкая школьная мотивация, которая обусловлена
неумением делать выбор и брать на себя ответственность за решения.
С чего начать?
Для начала задайте вопрос: кто для моего ребенка является идеалом (кумир
помогает подростку стать лучше), поделитесь воспоминаниями о своем подростковом
кумире, возможно, тогда найдется способ, как найти свое «Я» и достичь успеха.
Самооценка – оценка подростком своих возможностей – коммуникативных,
интеллектуальных, личностных. Она выступает важнейшим регулятором поведения.
Положительная самооценка обеспечивает человеку уверенность в своих силах.
Отрицательная, наоборот, приводит к неприятию себя, закреплению комплекса вины,
толкает в асоциальные компании, формирует зависимость от стимуляторов и сильных
личностей.
Рассмотрим основные законы, на которых строится поведение наших детей:
1. Подросток выбирает определенное поведение в определенных обстоятельствах.
2. Любое поведение ребенка подчинено общей цели – чувствовать себя
востребованным в семье, а также:
- ощущать свою состоятельность в учебной сфере;
- строить и поддерживать приемлемые отношения со взрослыми и сверстниками –
коммуникативная самостоятельность.
- вносить свой вклад в жизнь семьи и класса - реализация творческого потенциала.
3. Нарушение дисциплины (нормы) подростком - следствие нереализованных
потребностей (состоятельности).
Поведение подростка зачастую построено на способах привлечения внимания (ну
посмотри же, какой я!):
- активная форма – дразнит, смеется по поводу и без повода импульсивная реакция
происходит, как только его заметили.
- пассивная форма – делает все медленно (в час по чайной ложке).
Причины такого поведения:
1. Взрослые больше уделяют внимание «сердитому поведению»
2. Дети не приучены просить внимания в приемлемой форме, а это «психологический
голод».
3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе.
4. «Сверхлюбовь – кумир семьи», отсюда безграничное желание получить
максимальное внимание.
Рекомендую прочитать:
Способы повышения самооценки подростка
30 шагов родителей к подростку |